Иностранный язык
Программа по иностранному (английскому) языку
на уровне начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Программа по иностранному (английскому) языку
раскрывает цели образования, развития и воспитания обучающихся средствами
учебного предмета «Иностранный язык» на уровне начального общего образования,
определяет обязательную (инвариантную) часть содержания изучаемого иностранного
языка, за пределами которой остаётся возможность выбора учителем вариативной
составляющей содержания образования по иностранному (английскому) языку.
На уровне начального общего образования
закладывается база для всего последующего иноязычного образования обучающихся,
формируются основы функциональной грамотности, что придаёт особую ответственность
данному этапу общего образования. Изучение иностранного языка в
общеобразовательных организациях начинается со 2 класса. Обучающиеся данного
возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что
позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими
затратами времени и усилий по сравнению с обучающимися других возрастных групп.
Построение программы по иностранному
(английскому) языку имеет нелинейный характер и основано на концентрическом
принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и новые требования.
В процессе обучения освоенные на определённом этапе грамматические формы и
конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и
расширяющемся тематическом содержании речи.
Цели обучения иностранному (английскому)
языку на уровне начального общего образования можно условно разделить на
образовательные, развивающие, воспитывающие.
Образовательные
цели программы по иностранному (английскому) языку на уровне начального общего
образования включают:
·
формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции, то есть
способности и готовности общаться с носителями изучаемого иностранного языка в
устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) форме с учётом
возрастных возможностей и потребностей обучающегося;
·
расширение лингвистического кругозора обучающихся за счёт овладения новыми
языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими,
грамматическими) в соответствии c отобранными темами общения;
·
освоение знаний о языковых явлениях изучаемого иностранного языка, о разных
способах выражения мысли на родном и иностранном языках;
·
использование для решения учебных задач интеллектуальных операций
(сравнение, анализ, обобщение);
·
формирование умений работать с информацией, представленной в текстах
разного типа (описание, повествование, рассуждение), пользоваться при
необходимости словарями по иностранному языку.
Развивающие
цели программы по иностранному (английскому) языку на уровне начального общего
образования включают:
·
осознание обучающимися роли языков как средства межличностного и
межкультурного взаимодействия в условиях поликультурного, многоязычного мира и
инструмента познания мира и культуры других народов;
·
становление коммуникативной культуры обучающихся и их общего речевого
развития;
·
развитие компенсаторной способности адаптироваться к ситуациям общения при
получении и передаче информации в условиях дефицита языковых средств;
·
формирование регулятивных действий: планирование последовательных шагов для
решения учебной задачи; контроль процесса и результата своей деятельности;
установление причины возникшей трудности и (или) ошибки, корректировка
деятельности;
·
становление способности к оценке своих достижений в изучении иностранного
языка, мотивация совершенствовать свои коммуникативные умения на иностранном
языке.
Влияние параллельного изучения родного языка
и языка других стран и народов позволяет заложить основу для формирования
гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой
край, свою страну, помочь лучше осознать свою этническую и национальную
принадлежность и проявлять интерес к языкам и культурам других народов,
осознать наличие и значение общечеловеческих и базовых национальных ценностей. Изучение иностранного (английского)
языка обеспечивает:
·
понимание необходимости овладения иностранным языком как средством общения
в условиях взаимодействия разных стран и народов;
·
формирование предпосылок социокультурной/межкультурной компетенции,
позволяющей приобщаться к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого
языка, готовности представлять свою страну, её культуру в условиях
межкультурного общения, соблюдая речевой этикет и адекватно используя имеющиеся
речевые и неречевые средства общения;
·
воспитание уважительного отношения к иной культуре посредством знакомств с
культурой стран изучаемого языка и более глубокого осознания особенностей
культуры своего народа;
·
воспитание эмоционального и познавательного интереса к художественной
культуре других народов;
·
формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного
интереса к предмету «Иностранный язык».
На изучение иностранного (английского) языка
в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Программа по иностранному (английскому) языку
на уровне основного общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС
ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по иностранному (английскому) языку
разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету, даёт представление о целях образования,
развития и воспитания обучающихся на уровне основного общего образования
средствами учебного предмета, определяет обязательную (инвариантную) часть содержания
программы по иностранному (английскому) языку. Программа по иностранному
(английскому) языку устанавливает распределение обязательного предметного
содержания по годам обучения, последовательность их изучения с учётом
особенностей структуры иностранного (английского) языка, межпредметных связей
иностранного (английского) языка с содержанием учебных предметов, изучаемых на
уровне основного общего образования, с учётом возрастных особенностей
обучающихся. В программе по иностранному (английскому) языку для основного
общего образования предусмотрено развитие речевых умений и языковых навыков,
представленных в федеральной рабочей программе по иностранному (английскому)
языку начального общего образования, что обеспечивает преемственность между
уровнями общего образования.
Изучение иностранного (английского) языка
направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли
иностранного языка как инструмента межличностного и межкультурного
взаимодействия, способствует общему речевому развитию обучающихся, воспитанию
гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.
Построение программы по иностранному
(английскому) языку имеет нелинейный характер и основано на концентрическом
принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и определяются новые
требования. В процессе обучения освоенные на определённом этапе грамматические
формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и
расширяющемся тематическом содержании речи.
Возрастание значимости владения иностранными
языками приводит к переосмыслению целей и содержания обучения иностранному
(английскому) языку.
Цели иноязычного образования формулируются на
ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и воплощаются в личностных, метапредметных
и предметных результатах обучения. Иностранные языки являются средством общения
и самореализации и социальной адаптации, развития умений поиска, обработки и
использования информации в познавательных целях, одним из средств воспитания
гражданина, патриота, развития национального самосознания.
Целью иноязычного образования является
формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её
составляющих, как:
речевая компетенция – развитие
коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности
(говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми
языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими,
грамматическими) в соответствии c отобранными темами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого
языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
социокультурная (межкультурная) компетенция –
приобщение к культуре, традициям стран (страны) изучаемого языка в рамках тем и
ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям
обучающихся 5–9 классов на разных этапах (5–7 и 8–9 классы), формирование
умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;
свою страну, её культуру в условиях
межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений
выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и
передаче информации.
Наряду с иноязычной коммуникативной
компетенцией средствами иностранного (английского) языка формируются компетенции:
образовательная, ценностно-ориентационная, общекультурная,
учебно-познавательная, информационная, социально-трудовая и компетенция
личностного самосовершенствования.
Основными подходами к обучению иностранному
(английскому) языку признаются компетентностный, системно-деятельностный,
межкультурный и коммуникативно-когнитивный, что предполагает возможность
реализовать поставленные цели, добиться достижения планируемых результатов в
рамках содержания, отобранного для основного общего образования, использования
новых педагогических технологий (дифференциация, индивидуализация, проектная
деятельность и другие) и использования современных средств обучения.
Общее число часов, рекомендованных для изучения
иностранного (английского) языка – 510 часов: в 5 классе – 102 час (3 часа в
неделю), в 9 классе – 102 часа (3
часа в неделю).