Пояснительная записка к плану по организация внеурочной деятельности обучающихся на уровне основного общего образования (1-9 классы) в соответствии с требованиями ФГОС ООО на 2023-2024 учебный год План внеурочной деятельности разработан в соответствии с : Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012»; Законом Рязанской области от 29.08.2013 №42-ОЗ «Об образовании в Рязанской области»; Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (далее- ФГОС ООО 2021); Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»( далее- ФГОС ООО 2010); Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 года №993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 ноября 2022 года №874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»; Приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 года №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Санитарно-эпидемиологическими правилами СП3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции(COVID-19), утвержденными постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15; Уставом МКОУ «Тушиловская ООШ»; Другими нормативными и правовыми документами регионального и муниципального уровней, регламентирующими деятельность образовательных организаций, реализующих программы общего образования. План внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы МКОУ «Тушиловская ООШ». Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классноурочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Внеурочная деятельность, осуществляемая после основных учебных часов, определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы основного общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возможностей Школы. План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы , а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу, обеспечивают гибкий режим занятий, переменный состав обучающихся, проектную деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО Школа обеспечивает проведение 25 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности. В связи с особенностями образовательной организации и потребностями обучающихся Школа не может реализовывать внеурочную деятельность с преобладанием только одной из трех моделей (Преобладание учебно-познавательная деятельность, Преобладание педагогической поддержки, Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий), а сочетает все представленные направления: Преобладание учебно-познавательной деятельности6 -занятия с обучающимися по углубленному изучению отдельных учебных предметов; -занятия с обучающимися по формированию функциональной грамотности; -занятия обучающихся с педагогами по сопрвождению проектно-исследовательской деятельности; - профориентационные занятия обучающихся. Преобладание педагогической поддержки: - дополнительные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в освоении учебной программы; Дополнительные занятия обучающихся, испытывающих трудности освоения языков обучения; -специальные занятия обучающихся, испытывающих трудности в социальной коммуникации; -специальные занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий: -занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими деятельность детских общественных организаций и органов ученического самоуправления; -занятия обучающихся в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным проблемам современного мира. Для реализации программы внеурочной деятельности в школе организована оптимизационная модель внеурочной деятельности. Она заключается в оптимизации всех внутренних ресурсов школы и предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники (классные руководители, учителя-предметники). Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; - организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся; - ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ НОО и ООО Школа при формировании плана внеурочной деятельности предусматривает часть, рекомендуемую для всех обучающихся (1-9 классы) – так называемую инвариантную часть: - 4 часа в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» ( понедельник, 1 урок); - 4 часа в неделю - на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); - 4 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся («Билет в будущее»). Вариативная часть плана внеурочной деятельности предусматривает: - 5 часов в неделю – на занятия, связанные с реализацией интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе на подготовку по основным предметам и предметам по выбору на ОГЭ в 8-9 классах.); - 14 часов в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии; - 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках РДДМ). Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: Спортивно-оздоровительное; Общекультурное; Общеинтеллектуальное; Спортивно оздоровительное; Духовно-нравственное Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям Школа определяет самостоятельно. Направления внеурочной деятельности, включенные в план внеурочной деятельности Школы В целях наиболее полного удовлетворения запросов и особенностей развития обучающихся образовательные программы во внеурочной деятельности могут реализовываться как для учащихся только одного класса, так и обучающихся всей параллели (или сразу нескольких возрастных групп) классов. При расчете общего объема часов на организацию внеурочной деятельности учитываются часы аудиторных занятий по внеурочной деятельности (из расчета 5 часов в неделю) и часы, предусмотренные в рамках организации воспитательной работы с учащимися (экскурсии, соревнования, общественно полезные практики, посещение театров, музеев и др.) Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни № Направления Название Класс 1 Духовно-нравственное «Разговор о важном» 1-4 Кол-во часов в неделю 4 «Мир театра» 5 1 « Фоамиран» «Выжигание» «Декоративноприкладное творчество» 7 7 5 1 1 1 «Радуга творчества» по бисероплетению «Творческая мастерская» 6 1 7 1 «Подготовка к ОГЭ по биологии» «Финансовая грамотность» «Шаг за шагом к ОГЭ» по русскому языку «Математика: подготовка к ОГЭ» «Сложны вопросы к ОГЭ по обществознанию» «Подготовка к ОГЭ по биологии» «Шахматы» «РДДМ» 9 1 5 1 9 1 9 1 9 1 9 1 4 5 1 1 «Финансовая грамотность» «Билет в будущее» 5 1 6-9 4 2,3,7 3 8 1 8 1 «Мини-футбол» «ГТО» 7 8 1 1 «Легкая атлетика» «Лапта» 6 5 1 1 1-9 32 2 3 Общекультурное Общеинтеллектуальное «Функциональная грамотность» «По дорогам и тропам Дагестана» по родному языку «Биология» 4 Итого Спортивно-оздоровительное